среда, 17 июля 2013 г.

Черный пиар в наркологии набирает обороты


В свете предыдущей статьи, чтобы не быть голословным, а заодно, чтобы помочь пациентам разобраться в сложностях черного пиара, я хотел бы разобрать один из блогов, на который мне указали коллеги и который, на наш взгляд, имеет все шансы быть примером подобной «PR кампании».
 
Причем, это не один блог, а целый сонм блогов:





Эти блоги ведет якобы обычный врач Наталья Тицкая.

Согласно информации, размещенной в разделах «Обо мне» - это просто блоги простого врача-пульмонолга из Саратова, который по доброте душевной разбирает проблематику табакокурения, алкоголизма и наркомании, рассматривает методики различных клиник и дает рекомендации.

На первый взгляд, благородная и общественно полезная миссия. Теперь же копнем немного глубже:

  • Непрофильная специальность
Специальность врача, позиционируемая в блоге, достаточно далека от вопросов наркологии. Как справедливо замечено в самих статьях – врачу общей специализации приходится сталкиваться только с последствиями зависимости. В то же время, пульмонолог объективно обладает недостаточными знаниями для понимания процессов, сопровождающих зависимость (в том числе сопутствующие органические и психологические изменения).

Невозможно, чтобы квалифицированный, адекватный врач взялся во всеуслышание обсуждать специфику абсолютно незнакомой отрасли. Это высшее проявление непрофессионализма. Примерно, как если бы учитель по русскому языку начал разбирать, насколько правильно демонстрирует опыты учитель по химии.
 

  • Прилюдное обсуждение методов коллег-врачей
Обязательным элементом медицинского образования в России (независимо от города) является врачебная этика – этому учат каждого будущего врача. Не согласен с методами? Не нравится медицинский подход? Поговори в личном порядке и все обсуди. Прилюдно подвергать сомнению профессионализм коллег – значит расписаться в неуважении к себе и вычеркнуть себя из проф.сообщества.

Подобное поведение недопустимо и, как минимум, странно для провинциального врача. Закономерно и общеизвестно, что именно в столицу, в первую очередь, поступают и новые лекарства, и новые методики. Именно здесь проходят крупнейшие не только российские, но и международные конференции. Поэтому региональные врачи закономерно предполагают у московских коллег большую информированность, и никогда не станут подвергать сомнению методики, как минимум, не апробировав их лично (чего явно не было сделано, да и не могло быть сделано в силу причины, указанной выше).    

 
  • Ориентация исключительно на промо-материалы
Точно также общеизвестно, что ни один врач не будет выставлять на сайте тексты, составленные на профессиональном медицинском языке, тексты изобилующие терминами и научными теориями. Тексты на сайтах составляются в соответствии с правилами рекламы – доступно, понятно, для обычных людей, для пациентов, большинству из которых совершенно не нужны мудреные термины и сложные названия препаратов. А те, кому нужны, всегда могут позвонить в клинику и уточнить подробности лечения.

Поэтому ни один адекватный врач не будет составлять свое мнение просто по материалам с сайта, опять же, не поговорив с коллегами, не спросив разъяснений. А блог госпожи Тицкой изобилует именно ссылками на сайты, из чего можно заключить, что с самими врачами она не беседовала (по крайней мере, ни к кому из опрошенных нами коллег подобных звонков или писем не поступало).

 
  • Недостаточная осведомленность и демонстративная невнимательность
Некоторые предоставленные сведения не выдерживают никакой врачебной критики. Так, например, в блоге о табакокурении одна из читательниц пишет, что ей стало плохо из-за того, что электронную сигарету можно курить сколько угодно по времени, и у нее по вечерам болела голова. В ответ на это госпожа Тицкая говорит о том, что читательница стала жертвой недобросовестной рекламы, не упоминая о том, что на сегодняшний день в любом магазине, продающем подобную продукцию, можно проконсультироваться с менеджером, прочитать материалы относительно правил курения электронной сигареты, а зачастую правила написаны и в инструкциях. И как бы ни было прискорбно, но читательница скорее пала жертвой собственной невнимательности, чем рекламы (по крайней мере, нам нигде не удалось обнаружить рекламу электронных сигарет, в которой бы говорилось о том, что их можно курить, сколько угодно). В то же время, если пациент пострадал по собственной невнимательности, долг любого врача лишний раз напомнить о необходимости читать инструкции к любым препаратам и приборам и соблюдать правила использования.

И подобные «вроде бы мелочи» встречаются в каждой статье и обсуждении – создается четкое ощущение, что госпожа Тицкая, не вникая в слова читателей, просто склоняет их к своему мнению. Какому – читайте далее. 

 
  • Нацеленность на крупные, успешные клиники
На фоне огромного количества действительно шарлатанских учреждений, госпожа Тицкая ведет свои нападки исключительно на крупные клиники, наиболее известные, пользующиеся широким интересом потенциальных пациентов. Подается это под соусом «меня попросили написать про…», «попросили проконсультировать»… Но давайте посмотрим здраво – цены московских клиник по меркам Саратова, конечно, не заоблачно высоки, но достаточно высоки для того, чтобы люди сначала хотя бы рассматривали менее дорогие возможности. Однако в блоге фигурируют, повторюсь, только «мэтры» наркологии.

Остается предположить, что Наталье пишут только самые обеспеченные жители Саратова или же, что это планомерные нападки на учреждения, от которых можно отвлечь максимальное число пациентов. От какой-нибудь «шарашкиной конторы» действительно много пациентов «не переманишь».

 
  • Избирательное общение
При попытке ответить на статью в негативной форме сообщение уходит на модерацию и в блоге так и не появляется. Допускаются к публикации только положительные и нейтральные рецензии вида «ой, как и здорово» и вида «может быть, вы и правы». То есть, уже ни о какой объективности речи не идет. Речь идет о планомерном очернении репутации ряда клиник.
В редких случаях можно видеть "как бы дискуссию" в комментариях, где "дозволяется" высказывать сомнения. Но последнее слово все равно остается за "Натальей".
 

  • Рекламирование одной единственной клиники
Из всех упомянутых клиник «доброго слова» заслужила только клиника Хиллера. Причем, упоминается она и в связи с наркологией, и в связи с алкоголизмом, да и табакокурение не оказалось обделено вниманием. При этом, нюансы, высмеянные в отношении других клиник, даже не затрагиваются.



В целом в обсуждении критикуемых учреждений взят недопустимо саркастичный тон, даже не подразумевающий профессиональное уважение. И только клиника Хиллера таковым уважением пользуется. Заочно. Единственная из всех, и во всех блогах сразу.

Нашлась и первая неприятная «ласточка» - в сообщении от 28 апреля Наталья ссылается на статью, опубликованную в интернете 29 апреля. Но допустим даже, что сообщение в блоге было отредактировано после создания (через несколько дней). Однако вот что интересно – внимательный к лицензиям и сертификатам врач не удосужился проверить автора поста (который написан внизу статьи). Там же указано количество опубликованных автором статей – 1685. Мне же стало интересно, кого же так часто посещает вдохновение, что человек пишет так много. И выяснилось, что все опубликованные статьи – рекламного характера, большинство из них неприкрыто рекламируют какую-нибудь продукцию. И видимо, очередной «продукцией» стала клиника доктора Хиллера. Ничего особенно дурного в этом нет – каждый волен размещать рекламу, где хочет, но вот как внимательный критик госпожа Тицкая пропустил явную рекламность данного «псевдо мнения» - загадка.
 
  • Маркетинговый профессионализм
Данный пункт написан после консультации с одним из моих друзей. Он работает в рекламе, и я в принципе с ним советовался по поводу черного пиара. А когда взяли сомнения по поводу данного блога на всякий случай показал другу. И вот что подсказал уже он – маркетолог и копирайтер с 7-летним стажем работы.

Данный пункт частично вытекает из предыдущего. Почему так цепляет то, что клиника Хиллера упомянута в трех блогах? Потому что для обычного врача было бы закономерно начать вести один блог, посвященный всем видам зависимости. Но блоги грамотно разделены по темам – действительно, так больше шансов привлечь целевую аудиторию, но ход этот абсолютно маркетинговый.

Все тексты уникальны, даже тексты в разделах «О себе» для каждого блога чуть изменены, чтобы восприниматься поисковиком как уникальные тексты, потому что только такие тексты хорошо и быстро индексируются поисковыми серверами и могут попасть в ТОП-10 в Яндекс и Гугл.  Обычный человек просто написал бы один текст и откопировал его во все три блога – зачем лишний раз утруждаться?

Блог специально продвигается в поисковых системах с помощью закупки ссылок на сторонних ресурсах. Таким образом повышается, так называемый, индекс цитирования, за счет чего сайт попадает в ТОП-10.

Откуда у Саратовского врача такие познания в маркетинге или откуда финансы на консультацию и помощь маркетолога? Подобное продвижение стоит от 20.000 рублей в месяц ЗА ОДИН БЛОГ – и это только продвижение, без консультаций и иных услуг специалиста по рекламе и продвижению.

Для чего тратиться на подобные услуги, откровенно дорогие даже для многих московских компаний, не говоря уже о рядовом враче? Из благих консультационных побуждений?

Позвольте усомниться – люди, способные потратить в месяц более 50.000 рублей на благие цели, как правило, все-таки выбирают более эффективные методы – взносы в фонды для организации бесплатного лечения тех же наркозависимых, приобретение лекарств в государственные клиники и т.д. Но не на подобные траты с непредсказуемым эффектом.

И если каждый пункт в отдельности еще можно было бы объяснить какими-либо другими причинами, то объединение всех этих признаков позволяет практически со 100% вероятностью утверждать, что данные блоги являются кампанией черного пиара, в целях переманивания пациентов от опытных врачей с устоявшейся репутацией в клинику доктора Хиллера.

Обсуждать здесь методики лечения данной клиники мы не будем. Неэтично и непрофессионально. Впрочем, конечно, неприятно, что один из наших коллег по направлению алкогольной и наркозависимости опустился до подобных методов. И это заставляет задуматься о многом.

Надеюсь, что данная статья конкретными примерами поможет вам в дальнейшем отличить черный пиар от искренних советов и рекомендаций и выбрать действительно достойного специалиста, который поможет вам и вашим родственникам вернуться к здоровой, счастливой жизни.

Будьте бдительны! Будьте здоровы!

1 комментарий:

  1. Черный пиар очень широко распространен вообще. Под ударом как раз самые лучшие и известные. Это цена популярности.

    Вот неплохие статьи в тему

    http://www.likeni.ru/analytics/79-pokupateley-doveryayut-onlayn-otzyvam/

    Как вычислить поддельные отзывы http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1826309/?gordin=sfera

    ОтветитьУдалить